Вело Хабаровск - Сахалин

26.05.2009
Добавил:maksimPetrovich
 

место Хабаровский край, о. Сахалин

время сентябрь 2008 г.

Автор Сергей Кондрашов

 

Отчет

о велосипедном походе 2 категории сложности

по Хабаровскому краю и острову Сахалин, совершенном

с 1 по 14 сентября 2008 года

 

 

Маршрут: Богородское – Лазарев – Погиби – Даги – Горячие Ключи – Арсентьевка (автотранспорт) – Ильинский – Томари – Чехов – Яблочный – пер. Яблочный – Пятиречье – пер. Сахалинский – Южно-Сахалинск – пер. Чеховский – Лесное – Охотское – Свободное – м. Великан – Пихтовый – Озерский – Корсаков – Хомутово

 

Участник: Кондрашов Сергей (1975 г.р.)


Мысль посетить остров Сахалин рано или поздно приходит в голову любому путешественнику. Причем оседает там навсегда. Основная проблема у всех желающих, скорее всего, одна и та же – где найти попутчика. Как правило, даже после долгих поисков таковой либо не находится, либо, ближе к делу, становится очень занятым человеком, и поездка отменяется. В моем случае желание побывать на краю земли оказалось выше, чем все обстоятельства вместе взятые. Я еду один!

Итак, было изучено много различных вариантов попадания на остров и скачаны десятки мегабайт всевозможных топографических карт. Очень помогла переписка с велотуристами из Южно-Сахалинска и изучение тамошних форумов.

В результате в качестве варианта попадания на остров был выбран путь хабаровских велотуристов, переправившихся с материка через пролив Невельского. Этот вариант также примечателен прохождением 700 километрового участка великой Амур-реки на Метеоре.

По большому счету, для жителя центральной России не имеет особого значения с какого населенного пункта начинать маршрут. Прямое авиасообщение с Москвой имеют два города: Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. С точки зрения экономии времени и средств наиболее оптимален старт из Комсомольска-на-Амуре: меньше время полета и хода Метеора по Амуру. Кроме того, из Комсомольска ходит два Метеора в сутки: свой и проходной из Хабаровска. Однако мне, как человеку ранее не бывавшему на Дальнем Востоке, очень хотелось посетить его столицу, да и знающие люди советовали. Важную роль в выборе также сыграло большое желание хабаровских коллег-железнодорожников показать достопримечательности города.

 

 










 

29 августа 2008 года, пятница

 

Сразу же после работы приехал на Павелецкий вокзал, забрал из камеры хранения оставленные накануне упакованный велосипед и снарягу. Слегка понадрывавшись, сел в аэроэкпресс и поехал в аэропорт.

Никогда не летал самолетами гражданской авиации, поэтому процесс был для меня в диковинку. Оказалось, что все не так уж и сложно. Заплатил за 4 кг перевеса чуть более 800 рублей.

Рейс на Хабаровск из Домодедово был задержан на три часа. Это позволило ознакомиться с местной инфраструктурой и прийти к печальному выводу, что любитель выпить пива в Домодедово поставлен в жестокие условия капиталистического подхода к торговле, усугубленного монополизацией рынка предоставления пивных увеселений.

После досмотра в зале вылета познакомился с пареньком из Норильска. Поговорили о путешествиях на Таймыр и плато Путорана.

Погрузился в самолет и заснул. На ужин решил не просыпаться.

 

 

30 августа 2008 года, суббота

 

Завтрак и прилет в Хабаровск. На Дальнем Востоке прекрасная погода, чистое небо и светит солнце. Из окошка все видно.

Хабаровские коллеги меня встретили и погрузили в машину. Сначала отправились в огромный такой универсам, где было закуплено всё, что можно и даже более. Некоторое время потратили на поиски фальшфейеров от медведей и газа для горелки, которые, в конечном счете, были обретены в «Арсенале».

Все это было привезено в нашу железнодорожную гостиницу. Там же мне был вручен билет на завтрашний Метеор. Гостиница расположена крайне удобно – до пристани 2 минуты велоезды.

Хабаровск – современный и развивающийся город. Новый Дворец спорта, фонтаны, амурская набережная, Храм в сочетании с теплым приемом оставили в душе желание вернуться сюда еще раз для более глубокого изучения достопримечательностей. Запомнился также новый мост через Амур, в ночное время очень похожий на открытку с видами Хабаровска.



 











 






 

 

В гостиницу вернулся за полночь. Часа полтора потратил на сборку байка. С печалью выправил поставленную при погрузке или выгрузке восьмерку на переднем колесе и принялся упаковываться. Часа в три ночи местного времени прилег вздремнуть, хотя организм, шагающий пока по московскому времени этого особо не требовал.

 

 

31 августа 2008 года, воскресенье

 

По расписанию судно отправляется в 7.00. Первую остановку корабль делает в Комсомольске-на-Амуре, завершает путь в Николаевске-на-Амуре.

В 6 утра у причала начал собираться народ. К 6.30 на пристани не было свободного места. Интересно, где ночевали эти люди? Подобный аншлаг, скорее всего, вызван желанием жителей отдаленных городов вернуться домой к началу рабочей недели.

Тетенька-контролер сначала пригласила на борт тех, «кто с билетами». Началась давка и хаос. Я гордо пробрался сквозь толпу, нахально заявляя, что билет у меня есть. Верили мне не все. За билет хабаровчанам отдельное спасибо. В день отправления его купить было бы невозможно. Видимо, судоходство об этом догадывалось и, после счастливых владельце билетов, на борт начали запускать безбилетных граждан (на каких условиях – не выяснил, наверное, на общепринятых).

Метеор отправился по расписанию, рассвет к этому времени осветил Амур и прибрежную часть города.

Корабль прошел под мостом-гигантом, на борту началась рассадка.

Мое место было у окошка, велосипед удалось пристроить на площадке между салонами, там где все курят. Все свободное пространство салона было забито багажом уважаемых пассажиров. В душе я порадовался, что не перенес сборку велосипеда на время плавания. Перекусил, поспал. Постоял на площадке с курящим народом, опять перекусил и поспал. Все проводили время по такому же алгоритму, кроме одной крепкой бабули, которая, по мере появления связи, звонила в Николаевск и спрашивала своих домочадцев, пьют они еще или уже нет, а также каждый раз требовала разогнать гостей и прислать за ней такси за два часа до прибытия. Сидящий рядом с ней дед хмуро кивал и не спорил. А домашние, видимо, предвкушая завершение кислорода, как-то не торопились расходиться. На период моего бодрствования беседа была прокручена раз пять.

Берега Амура живописны. Крепкие дома деревень, лесозаготовительные площадки и пристани сопровождали пейзажи.



 

















 

 

В Комсомольске-на-Амуре значительная часть народа обновилась. Метеор заехал на дозаправку. Запретили курить.

Все это подтверждало начало ультры. На полпути Метеор причалил к стоящему на якоре судну и высадил на нем пассажира с звенящим рюкзаком. Народ на этой шхуне не двузначно горячо приветствовал сошедшего товарища. Пассажиры обсуждали прибытие в Николаевск в два часа ночи. Были и такие, которые радовались прибытию в восемь часов вечера в Богородское.

За полчаса до Богородского появилась связь. Под очередные нотации бабули, начал собираться к выходу. Велосипед осложнял прохождение, и я решил сделать за ним вторую ходку.

Волнения были напрасными, все, кому нужно было выгрузится, выгрузились. Многих встречали на машинах.

 

Богородское – районный центр. Имеется дом культуры и прочая инфраструктура. Трасса на Николаевск проходит параллельно Амуру по другую сторону села. Как я и предполагал, асфальт появится нескоро. Подвыпившие мужики, извечные друзья туристов, подсказали путь и расстояние в 126 км.

Начало темнеть. Решил заночевать на ручье за три километра от села. Ручей оказался безмерно загаженным. Перекусил под минералку и залег. Организм не понимал, когда ему спать и ждал. Тем временем, рассматривая карту, я прикидывал завтрашний километраж. Сразу после того, как я погасил фонарик, какое-то крупное животное ломанулось напролом сквозь кусты, не разбирая тропы. Видимо, пережидало страх, пока палатка не перестала светиться. Слегка ужасаясь, заснул под отдаленный лай собак.

 

 

1 сентября 2008 года, понедельник

 

Загаженность ручья обусловила завтрак сухим пайком. Двинул на север. Развилка на Лазарев очевидна, хотя и не имеет указателя. Вскоре показался мост через речушку, там и набрал водички. Начался подъем на Кенжеский перевал, затем спуск к мосту через Кривую Кенжу. Перевал берется в седле.

Памятуя о преодоленных хабаровскими туристами муках жажды, пополнил запасы воды. Начался длинный подъем на перевал Вороний. Дорога крупнощебеночная, но горному велосипеду вполне под силу. Только в паре мест пришлось спешится и провести байк через совсем крупные камни.

За весь день меня обогнала одна Нива, водитель которой, почему-то считал, что до Лазарева осталось около 40 км. Навстречу попалась легковушка и фургон.

Полторалитровый запас воды начал подходить к концу, а спуск еще не начинался. Кругом сопки. Водитель фургона сообщил, что водопой, но не раньше, чем после спуска.

На спуске обнаружив к канаве плохо спрятанную огромную байдарку. Доехал до места ночевки хабаровчан. (N52?10.079’ E140?54.167’).

В сотне метров ниже того места под дорогой проложена труба. А еще через пару сотен слева обустроенный родник. Пообедал.



 













 




 

 

На часах было 16.30, решил преодолеть еще километров двадцать. Крупные камни под колесами начали интенсивно трясти кости. Наверное, из-за недостаточного давления пробилась камера на заднем колесе. Как назло начался дождик. Спрятавшись под дерево, поставил новую камеру, оставив заклейку до вечера. Через триста метров пробил и эту. Пришлось клеиться. Под дождем заклейка явно не удавалась. Удивляясь собственной безрукости, пошел до ближайшего ручья в поисках поляны для ночлега. Через пару километров поставил палатку. Дождик на время успокоился, однако, собравшись с силами, приобрел характер ливня.

Ужин готовил на газу. На горелки подсушил камеры и наложил заплатки. За день преодолел около 70 км. Ливень шел всю ночь.

 

 

2 сентября 2008 года, вторник

 

Харабовчанами упоминалось, что плашкоут на Сахалин отходит в момент прилива, который случается около 14.00. Проснувшись пораньше, быстро собрался и двинулся в путь. Через полкилометра началась прекрасная дорога! Постоянный сброс высоты. Перед развилкой на Нигирь встретил человек тридцать грибников-ягодников. Осведомился на счет наличия медведей. Женщины сказали, что мишек много, но лично они их ни разу не видели, однако есть люди, которые имели такие встречи.

Заспешил к Лазареву. Солнечно и тепло. Вот и мыс. Синее море. В поселке у магазина спросил про пристань. Здесь все рядом. На причале стоял корабль нефтяников и готовился к отплытию как раз в 14.00.

Судно следовало на мыс Погиби с грузом для связистов и местных жителей. Я аж опешил от такой удачи. Капитан легко разрешил идти с ними. Узнав, что я москвич, он в свою очередь тоже опешил и указал на двух автостопщиков из Казани, возвращающихся из магазина. Такого наплыва зауральских товарищей не было здесь давно.



 

















 

 

Немедля загрузился на борт, боясь задержать отправку, в магазин не пошел, да и не зачем было. На тот момент у меня не оставалось хлеба, но зато было 700 грамм водки, оставшихся от хабаровского литра.

Земляки Сергей и Полина находились в пути третью неделю и успели заехать во Владивосток искупаться в море. Их путь пролегал на север до Охи, откуда по транссахалинской магистрали они предполагали доехать на юг острова. Попутчики!

Корабль отошел от берега. В процессе отплытия познакомился с коком Жорой. Жора давно собирался отправиться в путешествия к друзьям. На вопросы о поведении при встрече с медведями он посоветовал, не нервничая особо, поджечь фальшфейер и ждать, пока косолапый уйдет прочь.

При Сталине шла гигантская стройка тоннеля на остров. в 2004 году хабаровчанам удалось разыскать в лесу заброшенную шахту. Жора сказал, что из-за большого количества туда упавших посетителей, шахту засыпали. А еще в тридцати километрах от Лазарева можно выращивать арбузы. Хребет у Лазарева задерживает облака и здесь они не вызревают.

Корабль пришвартовался по делам к собрату, тянущему плашкоут, затем взял курс на Погиби. Оказывалось, что мне прилично повезло. Следующая оказия на остров не поддавалась прогнозу, а курсирующий туда катер, как правило, набит под завязку, и велосипед мог оказаться лишним. В то же время за деньги можно было бы нанять местных. Стоимость не уточнял. Жора заметил, что запросто можно было застрять на три дня, впрочем, магазин помог бы скоротать это время. Так или иначе, но остров приближался.

Устье Амура было очень далеко, тем не менее, амурская вода еще не смешалась с морской. Всюду чайки.

Несколько раньше, в этот же день ушел корабль на Москальво.

Стал замечать, что большинство моих вопросов к окружающим начало иметь медвежий характер. Поначалу новая фобия меня испугала, а потом решил стать медвежьим журналистом.

Полина на такие дальне расстояния путешествовала впервые, а Сергей уже был знаком с медвежьими повадками по Чукотке и тоже был обеспокоен предстоящей дорогой. Чутье автостопщика подсказывало ему, что за грузом должна прийти машина, а поскольку дорога была здесь одна и та на Оху, успех в преодолении части пути был гарантирован.

 

Размышляя над песчаным характером уходящей вглубь острова дороги, тоже захотел часть пути преодолеть в кузове.

Жители Погибей встречали наш корабль. Пошла разгрузка. Вывалив свои вещи, начали перебрасывать мешки и бочки в кузов подъехавшего ЗИЛ-157, машины, как известно, антикварной. Корабль отчалил.

Убийственно нетрезвый водитель агрегата дядя Володя согласился нас подбросить. «Это моя жена - Полина», - сказал Сергей. «А это - моя машина», - сказал дядя Володя. На том и порешили. Дядя Володя жил в тридцати километрах от Погибей, в необозначенном на картах доме под названием Вагис. После допроса всех причастных выяснилось: первое – остров замедвежен под завязку, второе – Вагис находится на развилке на Даги и Оху.

Загруженный грузовик оставил позади причал. По пути все пассажиры пригнулись в кузове, чтобы пропустить над головой толстый провод, наверное, с током. Больше ему там висеть не зачем.

Часть груза следовало завезти в один из домов. Чтобы снизить дистанцию таскания, дядя Володя настаивал на заезде во двор. Хозяин наотрез не хотел этого делать, аргументируя узкими воротами. Огорченный недоверием наш Водитель решил зайти в дом напротив, чтобы выпить. Заодно сообщил нам, что в Погибях живет четыре семьи, и, культурно выражаясь, все уже давно являются родственниками.

Некоторое время мы провели около машины в раздумьях. Больше всего томился велотурист. Из дома, куда зашел дядя Володя, вышел гость из Охи и сообщил, что «обстоятельства изменились таким образом, что вам, возможно, придется подождать до ночи или даже до утра, пока Владимир не сможет ехать». Он нам предложил пройти в половину дома, где мы обнаружили комнату с кроватями и кухней с газом.

Решил сначала сварить гречку, а потом помыть голову. Вновь появился охинец и сообщил, что «возможно Владимир может сейчас поехать по делам и вам лучше вынуть из кузова рюкзаки и велосипед». Выйдя на улицу стало понятно, что по делам Владимир в таком состоянии ездит нередко, потому что полным ходом шла разгрузка оставшейся части мешков. Дяди Володи рядом не было. Пока мы обедали, наш Водитель неуверенным шагом переместился к машине, завелся и уехал.

Пока я медлил с горячей водой для головомойки, послышалось уже родное гудение мотора. Свежий и бодрый дядя Володя объявил пятнадцатиминутную готовность к погрузке.

Груз в кузов, однако, грузить не стали. Это обстоятельство несколько настораживало. Водитель по пути вновь хотел заехать по делам. Где-то на окраине поселка у вышки, в скоплении полусломанных домиков-вагончиков, стоял оранжевый вертолет. Вертолет собирался лететь на восточный берегв Вал, но вышла из строя свеча, в связи с чем, один двигатель не заводился. Летное время заканчивается в 17.00, поэтому вертолет с новой свечей прилетит только завтра. Таким образом, замаячил новый вариант путешествия. У вертолета сидел пожилой пес огромного размера.



 












 


 




 

В одном уцелевшем вагончике сидело человек десять мужчин и женщин и, в ожидании завтрашнего дня, праздновали встречу. Дядя Володя растворился в дверях вагончика.

Осмотр вертолета не занял много времени. Интересной показалась вышка с бойницами, в которой наши собеседники когда-то видели то ли водокачку, то ли будку вертухаев. Не исключалось также военное назначение вышки.

Мы с замиранием сердца наблюдали уже за небодрым Водителем, идущим по направлению к грузовику. Мотор завелся. Водительская душа оставалась в вагончике и звала свое тело обратно. Тело не обладало волей и возвращалось дважды. Мотор ЗИЛа закипел.

Дядя Володя залихватски открыл капот, и обмотав руку целлофаном, чтоб не обжечься, начал откручивать пробку. Фонтана не последовало, нужно было добавить воды. Дядя Володя удалился в вагончик, не заводя машины.

На Погиби спустились сумерки. Вагончик запел песни. В какой-то момент душа дяди Володи отвлеклась и тело увлекло ее к грузовику. Под нажимом всех путешественников, колеблющееся тело поместилось в кабину, все бодро запрыгнули в кузов и грузовик помчался. Через километр мы остановились, дядя Володя вновь вспомнил про дела. В темноте все направления кажутся правильными.

Над кабиной просвистел знакомый нам провод и снес деревянную надстройку. Мы успели упасть на дно. Поднявшись, всем стало ясно, что мы вновь на пристани. Спортивный комментатор сказал бы: «Тяжело! Тяжело даются спортсмену последние километры!». Сергей же сказал: «Вот он! Вот он, Сахалинский Квест!». Мы развернулись. Впереди показались огни деревни. Проклятый провод выпрыгнул на нас из темноты. Машина летела к крайнему домику. Водитель проследовал в дом. Вернулся он, обнявшись с полтаралитровой пивной бутылкой. Можно ехать. Машина постоянно теряла колею. Еще миг и отчаяние охватило нас, впереди стал заметен оранжевый вертолет! ЗИЛ мчался прямиком на него. Лопасть винта подобно электропроводу причесала наши головы. Дядя Володя был в смятении, он понимал, что вертолет не игрушка. Мысль заехать в вагончик вылетела у него из головы и наш GPS начал показывать удаление от западного берега острова. Это была одна единственная дорога. Никакой другой здесь нет, и эта дорога наша! Чтоб дядю Володю вновь не путали бесы, сажусь к нему в кабину отгонять их. А они все прыгали и прыгали.

Стало темно и прохладно. Меняюсь с автостопщиками местами. Некоторое время созерцаю звезды. Траектория движения, имевшая вид синусоиды, вдруг сделала пик, вероятно попав в какой-то резонанс, и машина вылетела с дороги. Наш Водитель заснул. Машина жутко накренилась, борт откинулся, рюкзаки и велосипед поползли на выход.

Ребята открыли дверь, стала заметна пустая пивная бутылка. Только Петр Мамонов смог бы повторить движения дядя Володи! Он понял, в чем дело и начал включать передний мост. Рычаг не поддавался.

Между капотом и бампером набились стволы деревьев, наша трезвая команда достала по топору. ЗИЛ напрягался часа полтора и вылез на дорогу уже под прямым углом. Мы деликатно предложили посадить меня за руль. Десять лет назад я сдавал экзамен на «Бычке», это и был мой последний опыт управления грузовиком. Дядя Володя проявил здравомыслие и согласился. ЗИЛ поехал прямее, но медленнее. Проскочили поворот на Ныш, куда четыре года назад свернули хабаровские туристы. Дядя Володя успокоился и заснул у меня на коленях. На кочках мой локоть впивался ему в спину, но он спал безмятежным сном. Наконец впереди показались какие-то строения. Разбуженный водитель не сразу опознал в местности свои родные края.

Мы поселились в вагончике и принялись готовить ужин. После трапезы, решили ложиться спать. Очертания велопохода начали размываться сновидениями.

Всеми правдами и неправдами пройдено 56 км.

 

 

3 сентября 2008 года, среда

 

Вагончик отапливался, ночная мошка приступила к завтраку. В дверях показался хозяин. Возможно, в то утро он думал проснуться в Погибях. Посмотрев минуту на спящих, он вернулся в дом.

Так уж повелось, что выпившие люди любят подружиться с бродягами. А дружба обязывает делать только добро. Перешагнув порог дома, я увидел нашего Героя прикованным недугом к кровати. Он раздумывал о трудностях, с которыми ему предстоит пережить этот день и расстраивался, зная, что 30 километров ему никак не преодолеть. Пожелав Водителю доброго утра, я решил не тянуть и тут же предложил 150. От такой неожиданности тело дяди Володи вскочило, а душа включила максимальную скорость. В вагончик я возвращался строго по прямой, но дядя Володя с какого-то бокового выхода ловко обогнал меня и ждал у стола.

Облик семисот граммов в глубине острова произведет впечатление на любого человека, даже на местного жителя. Наш Герой очень быстро обрел гармонию, стал бодр и весел.

Дорога на Даги, обозначенная на карте все-таки есть. Первые семь километров очень в хорошем состоянии. Дальше сложный рельеф, не всякая машина пройдет. Проходит вдоль 72 километрового участка трубопровода. В районе 40 км от Дагов, расположен такой же блок пост с обходчиком.

Дорога на Оху также проходит вдоль трубы. Каждые 20 км на ней есть блок-посты, но кое-где заброшенные. Дорога песчаная, для велосипеда нежелательная.

Мой выбор был очевиден. 32 км до следующего блок-поста при любом рельефе, но проезжей дороге можно преодолеть за полдня. Недалеко от Дагов расположены горячие источники, где можно с пользой провести сэкономленные дни.

Автостопщики остались верны своему маршруту и решили идти на север, перемещаясь от одного блок-поста к другому.



 


















 

Дядя Володя подтвердил высокую замедвеженность острова, особенно в последние годы. Это усиливало нашу мотивацию держаться поближе к жилью. Как-то, идя на веселе, Владимир повстречался с Мишей, который подошел, обнюхал его и отвернулся. При этом дядя Володя изобразил гримасу омерзения на морде медведя и в знак нашей дружбы подарил нож. За этим последовало предложение подбросить меня на семь километров, я, конечно отказался, но 200 оставил. Дядя Володя женат, да вот только жена сейчас проводит отпуск на Кавказе. Водитель скрашивает одиночество, как может, и ждет жену. У него очень большое хозяйство, мастерская, электричество, газ, несколько снегоходов и два грузовика. Дом и огород ухожены, построена новая баня. Молодец, одним словом!

На прощание мы попили чаю, послушали стихи хозяйского сочинения и разошлись в разные стороны.

Действительно первые семь километров дороги были идеальной велотрассой. Но и последующие участки не хуже. Мосты есть везде, что было очень удивительно. Каждый километр трубы имел соответствующий знак. Преодолел четыре очень крутых подъема, в которые велосипед ни в какую не хотел закатываться, пришлось поднимать и волочь.

Потом началось выполаживание, ехать легко и приятно. Очень красиво смотрится гора Эвай. Всю дорогу любовался пейзажами и боялся увидеть косолапых. Десяток километров проехал по встречным медвежьим следам. Недалеко от 40 км трубопровода слева от дороги свалка металлолома. Я был предупрежден, что хутор находится в километре от дороги справа, и стал выискивать поворот. Их было несколько. Изучив каждый, нашел правильный, почти у 39-й отметки трубы.

 

Поворот с дороги уходит в горелый лес, и ведет к дому с постройками. Хозяина не было. Начинался дождик, я заметил небольшой пустующий домик, типа охотничьего, и решил разместиться в нем.

Пока сходил на речку набрать воды и постираться, вернулся хозяин с двумя крепкого вида пареньками. Обходчика звали Василий Васильевич. Человек он строгий, с серьгой в правом ухе, а я находился на территории стратегического трубопровода. На мои медвежьи опасения он сказал, что если документ не в порядке, человек в тайге может быть пострашнее медведя. Сходил в домик за паспортом. Мое паспортное место жительства вызвало явный дядивасин восторг! Он принялся критиковать московские власти за изменение порядка лова рыбы, охоты и ведения лесного хозяйства на острове. Нефтяное начальство очень сдержанно снабжает блок-посты, а температура зимой достигает -37 градусов. Потом заподозрил меня в терроризме и перевозке наркотиков, ну а уже после пригласил в дом побеседовать.

Пока варилась каша и кипятился чаек, Василий Васильевич поведал о своем житие-бытие. Несколько раз звонил телефон трубопроводной связи. Жилье в середине острова позволяет увлеченным людям заниматься охотой, рыбалкой, сбором брошенного металлолома от нефтяных вышек. В перспективе дядя Вася предполагал заняться лесозаготовками для производства столбов линии электропередач. Одним словом, на лицо неограниченные возможности ведения дел. А вот тем энтузиастам, у которых нет постоянного таежного жилья, приходится явно несладко, голодно и холодно. Дядя Вася привел познавательные примеры крайне неудачного ведения бизнеса и разъяснил причины бед этих бизнесменов. Суровый взгляд и уверенные речи не оставили у меня никаких сомнений, что теперь уж точно все в надежных руках.

Василий Васильевич видел мои велосипедные следы на своротках, по которым уже успели пройти медведица с медвежонком и пестун – годовалый мишка, которого этой зимой мать уже не примет к себе в берлогу. Как выяснилось, «осенью медведи живут вдоль речек или жируют на кедрачах». При этом особей мужского пола увидеть скорее всего не удастся, поскольку они почуяв человека уходят в сторонку, а вот мамаша с сынулей – парочка опасная. Медвежонок любопытен, с еще не тупыми когтями, ищет в тайге развлечений, а мамаша боится за него, потому что даже медведи-папаши зачастую пожирают деток, не говоря об этих непонятных двуногих. Одним словом, при встрече не стоит даже зажигать фальшфейер: либо папаша уйдет с дороги, либо человеку, увидев бурое семейство, стоит слегка посторониться, не убегая.

Как выяснилось, я остановился в домике егеря, который иногда ночует в нем. За день пройдено 33 км и еще 5 км проведено в поисках берлоги Василия Васильевича.

 

 

4 сентября 2008 года, четверг

 

Утро выдалось добрым. Позавтракал в доме Василия Васильевича. Он предложил подбросить меня до Дагов на джипе, однако я не смог отказать себе в удовольствии проехать самому по хорошей дороге, обещанной хозяином. К тому же, дядя Вася пообещал на Горячих ключах магазин и шашлычную.

Некоторое время продолжалось вчерашнее выполаживаение, а вот потом повторились вчерашние подъемы. Погода была ясной и солнечной.

Пересек трубопровод, построенный американцами. Василий Васильевич рассказывал, что блок-посты на нем обслуживаются автоматикой, без проживания человека. Используется солнечная энергия, видеокамеры и всевозможные датчики. Американская труба отмечена разноцветными знаками, расположена под землей, а насыпь поддерживается в идеальной чистоте. Наша труба явно контрастирует с капиталистической сестрой. Когда у американки произошла утечка нефти, всю грязную землю вывезли, заменив ее на чистую.

Строения нефтяной инфраструктуры в Дагах показались за пять километров. Начали попадаться встречные джипы и микроавтобусы грибников. Километраж трубы попутчицы стремительно уменьшался пока я уперся в транссахалинскую магистраль. До Горячих Ключей 12 км. По пути имеются очень удобные подъезды к рекам Даги и Томи.



 

















 

 

Рядом с автодорогой проходит узкоколейная железная дорога. По ней уже ничего не перевозится, однако в Горячих Ключах я видел еще агонизирующие локомотив и вагончики. А значит, до Ногликов можно добраться и по ней.

На Горячих Ключах имеется санаторий. Однако многие отдыхающие проживают в своем автотранспорте и палатках.

Истосковавшаяся по магазину сущность туриста устремилась через площадь. В соседнем доме шашлычная.

Запитавшись и проанализировав ситуацию, было принято решение о размещении в собственной палатке. Говорят, что такого наплыва желающих оздоровиться граждан, здесь никогда не было. Места, однако, для всех предостаточно, не долго пробыв в поисках, нашел свободное местечко.

Только расставил палатку и собрался в магазин с намерением затариться на всю катушку, как подошел парламентарий от группы соседей и пригласил к столу. Все мои протесты, связанные с посещением магазина, выглядели явно неубедительно и меня усадили за стол.

Тот вечер явно располагал к теплой беседе, и, разговорившись, мы прикончили алкогольные запасы не только гостеприимных хозяев, но и добили мою хабаровскую затарку. Все равно на следующий день кроме источника, ничего в планах не было. Да и близость магазина навевала радужные перспективы.

За день пройдено около 55 км.

 

 

5 сентября 2008 года, пятница

 

Мои соседи приехали на источники с Южно-Сахалинска, что и говорить, лагерь у них капитальный: Скиф, джип и микроавтобус. Все пять человек были родственниками и выезжали на отдых вместе с давних пор. Особенно понравился случай, связанный с празднованием 2004 нового года, когда собралось более 50 человек, а при входе в квартиру на 5 этаже хвост был еще виден на улице. Они жили здесь третью неделю, занимались охотой и сбором грибов и ягод. Пара трофейных уток висела на гвозде.

Магазин открывался в 9.00, что дало время с утра ознакомиться с источниками.

Горячие Ключи являются воплощением туристической мечты. На территории курорта действуют несколько источников, способных исцелить организм от разного рода болезней и недугов. Однако для многих отдыхающих основным критерием выбора является температура. Чтоб уж проняло наверняка, видимо. Без остатка сомнений о неполноте ощущений. Другой меры наш человек не понимает. Принимать процедуры следует не чаще одного раза за восемь часов, потому у отдыхающих очень много свободного времени.

Люди, более привыкшие к цивилизации, арендуют у местных все помещения, включая сараи и гаражи. Ну а наиболее далекие от романтики участники процесса вселяются в капитальный корпус дома отдыха.

Начать оздоровление решил с не очень горячего источника «Партизанский». Тепло.



 
































 

 

 

 

 

 

 

 

 






 

Вернувшись в лагерь, поделился дальнейшими планами с моими новыми знакомыми. Изначально я предполагал покинуть Погиби через Оху, а получилось пробраться через Даги, таким образом, два-три дня я сэкономил. Начать дальнейшие движение решил завтра после обеда, тем более, до ближайшей железнодорожной станции Ноглики было около 30 км.

Оказалось, что и моих друзей отдых подошел к концу и дальнейшие наши планы совпадают. Они сообщили, что дорога Оха – Южно-Сахалинск очень пыльная и предложили подбросить до Ногликов на машине.

Ну а сегодня у них было запланировано посещение восточного берега острова и возможная охота. Мы сели в джип и поехали. Вдоль дороги нам попался деревянный идол, которых можно увидеть в Бурятии и на Алтае. Кстати говоря, не смотря на необъятные просторы нашей родины, везде соблюдается единый ритуал распития с угощением идола.

 

На восточном берегу видел огромного орлана, но в пищу он малопригоден и занесен в Красную книгу. А вот плавающие вдали утки нас заметили и насторожились. Мне было велено остановиться и наблюдать как Сергей с ружьем пробирается поближе к дичи. Но шансы подойти ближе по открытой местности незамеченным были небольшими и охоту пришлось отменить.

 

На обратном пути остановились собрать ягод, а дядя Миша обнаружил еще теплый медвежий помет.

После ужина мои знакомые обсуждали мероприятия связанные с завтрашним отъездом и предложили мне ехать с ними до Арсентьевки, самого узкой части Острова (около 500 км). Оттуда я предполагал снова попасть на западный берег.

 

 


 

6 сентября 2008 года, суббота

 

Вот и подошел к концу отпуск моих друзей, стали разбирать лагерь и упаковываться. Велосипед привязали к верхнему багажнику джипа, а я сел к Сереге в микроавтобус.

Езда по транссахалинской магистрали на автомобиле – самый лучший способ передвижения. За 30 км дороги до Ногликов велосипедист бы пропитался пылью до стадии статуи.

Весь день провели в пути и в Арсеньтьевку прибыли уже ночью. Как ни жаль было расставаться, а дороги наши здесь расходятся. Тетя Нина предложила подбросить меня до аэропорта, но у меня была еще целая неделя отпуска.

Поставил палатку между магистралью, которая в этом месте уже покрыта асфальтом) и дорогой на перевал Поясок, все равно в темноте меня не видно.

 

 

7 сентября 2008 года, воскресенье

 

Как ни странно, но с рассветом я обнаружил, что практически не просматриваюсь с магистрали.

Езда по грунтовка на перевал сопровождается движением грузовиков, видимо, работающих на карьере. Сам перевал без проблем берется в седле.

В Ильинском есть несколько магазинов, которые расположены на привокзальной площади.

Дорога на юг идет по высокому морскому берегу, набирая и сбрасывая высоту, уходя вглубь острова и возвращаясь на берег. Солнце и чистое небо заставляли при каждом удобном случае купаться в море. Ручьи и реки, стремящиеся в море, образуют глубокие овраги, в один из которых только что опрокинулся грузовик с бревнами. Причастные к перевозке водители и автокран напряженно думали, что делать. Водитель грузовика предложил вытягивать велосипедом.



 

















 

 

Проехал несколько поселков и город Томари. Несмотря на их нечастое расположение, эта часть Острова кажется очень даже заселенной, в сравнении с просторами севера.

Ближе к городу Чехову ведутся работы по реконструкции дороги. Нашел уютное место на берегу моря и устроился на ночь.

Итог дня 105 км.

 

 

8 сентября 2008 года, понедельник

 

Утром проехал Чехов, в котором прочитал плакат о закрытии моей дороги на ремонт. Тем не менее встречное движение изредка присутствовало и развело все опасения.


 



















 

Очень красивые виды в районе мыса Слепиковского. Вскоре прибыл в Яблочный. Закупил в магазине еды и вернулся к железнодорожному мосту на обед и купание. Здесь же развилка на перевал Яблочный. После совхозного дорога испортилась, стала ручейной и лужистой.

Перед самим перевалом проколол колесо и обнаружил, что насос скорее не качает, чем качает. Воздух тревоги крайне неохотно нагнетался в колесо. На спуске увидел встречную машину и накачался под завязку.

После перевала дорога улучшилась, появились дачные поселки и огромные лопухи. Начался асфальт. Переехал речку, на берегу которой обнаружил место для стоянки.

За день проехал 70 км.

 

 

9 сентября 2008 года, вторник

 

Решил встать пораньше, чтобы больше времени уделить изучению Южно-Сахалинска.

Очень быстро достиг Пятиречья, в котором повернул в сторону перевала, обозначенного на карте как Сахалинский. После Ожидаево дорога испортилась, а местами исчезла в результате размытия. Ехать можно практически везде.



















 




 







 












  

На спуске с перевала опять прокол заднего колеса, вырвавшийся из камеры воздух тревоги начал приобретать запах паленого. Насос качать отказался. Наверное нет ничего печальнее идти с перевала пешком и клясться на весь лес, что в Южно-Сахалинске приобрету самый лучший в мире насос. Подогревала мысль, что он может оказаться японским. Тут я вспомнил, как в таких случаях бывалые коллеги воздух меняли на воду. До ближайшей лужи прошел два километра. Грязная вода вполне успешно шприцевалась в камеру. Каждая такая инъекция сопровождалась разборкой насоса для заливания жидкости. Удивительно, но дело сделано! Немного жестковато, но ехать вполне можно.

Спустя триста метров увидел чистую лужу, через километр дорогу пересек ручей, а еще через пятнадцать минут навстречу проехала машина. Экстраполяция позволяла предположить, что у водителя не менее двух насосов.

 

В городе очень оживленное движение, добрался до вокзала, сдал байк в камеру хранения, принял душ и пошел гулять по городу. Очень необычно выглядит здание краеведческого музея.

 

Выполнено в японском стиле, сахалинцы очень им гордятся, при этом считая экспозиции музея не менее содержательными. Времени на посещение музея у меня не было, но было немного для поисков нового насоса. Самым содержательным оказался магазин на проспекте Мира, где на ряду с современными велозапчастями красовался насос фирмы Author, который был тут же куплен вместе с парой новых камер. Также был обнаружен магазин с ассортиментом спортивной одежды не хуже столичного.

 

Решив самую важную задачу, обозначился у местного велотуриста Володи, чьи консультации по Интернету оказались очень-очень полезными. Володя обзвонил друзей и вечер сложился так, что я превратился в подобие лектора. В ходе нашей беседы выяснилось, что туристическая движуха на Острове кое в чем даже превосходит материковые аналоги. Оказывается, на сноуборде можно ездить по песку. Сама же горнолыжная трасса находится в черте города, на склоне горы Большевик, откуда виден весь город.

Очень теплый прием и радушие оставили незабываемые впечатления о том вечере.

Пройдено 53 км.

 

 

10 сентября 2008 года, среда

 

Утром забрал с вокзала велосипед и поехал к парку Победы, где разместившись на лавочке с удовольствием вылил из колеса ненавистную воду и выбросил старую камеру.

На верхнюю станцию горнолыжной трассы ведет асфальтированная дорога. Действительно красивый вид на город.



 

















 

 

Дальнейший путь пролегал вновь на восточный берег к селу Лесное. Накануне ребята предупредили, что медведей можно здесь встретить даже на подъеме к верхней станции. На тот момент их наиболее трезвым советом выглядело пение песен, от которого медведь предупреждается о моем приближении и уходит в сторону от греха.

Пел всю дорогу до Лесного, пока совсем не выдохся. Медвежьи следы были в изобилии, однако из дичи увидел только очень жирного зайца.

На выезде из лесного люди в форме осматривают автотранспорт на предмет загруженности икрой. При выезде на дорогу Южно-Сахалинск – Охотское есть шашлычная.

 

Заночевал за Охотским на восточном берегу озера Тунайча.

За день преодолел 59 км.

 

11 сентября 2008 года, четверг

 

Вернулся в Охотское в магазин. В районе Красноармейского пролива увидел множество рыбаков и плещущуюся в нерестовом угаре лосось.

Дорога вдоль залива Мордвинова представляет собой бесконечную пыльную грунтовку. Местами можно ехать по пляжным дорожкам.



 
















 

 

Поворот на дорогу в сторону мыса Великан находится около шлагбаума в селе Свободном.

Дорога в сторону мыса имеет множество ответвлений, но тем не менее, основная трасса не теряется. Лишь в одном месте путник должен уйти на развилке вправо. Поворот на сам мыс имеет несколько ложных близнецов, но истинный отмечен железобетонным обломком с соответствующей надписью. Первые триста метров подъем очень крут, а затем вполне можно ехать. Медвежий облик дороги навевал желание петь погромче, но голосовые связки с вчера еще не восстановились.

 

Дорога выводит к берегу моря в районе мыса Широкий. Для дальнейшего движения необходимо пересечь ручей. У ручья обнаружил бригаду рыбаков. На их Урале разрядился аккумулятор, начальник в Москве, вопрос об их возвращении решить некому, не смотря на завершение сроков лова. Хлеб и спиртное закончились, пекут блины и смотрят на море уже две недели.

Мыс Великан известен своими причудливыми скальными образованиями. По выходным сюда на отдых приезжает полгорода и места на всех не хватает. Сегодня я здесь был один. Солнце давно ушло на запад, потому основную фотосессию решил провести с утра.

Дневной пробег 55 км.

 

 

12 сентября, пятница

 

Утром было пасмурно. Ждал синего неба до полудня, но улучшение не наступало. Делать нечего, послезавтра улетает мой самолет. На обратном пути рыбаки показали мне, как вверх по ручью уходит на нерест горбуша. Порой ей достаточно глубины в пару сантиметров, чтобы протолкаться как можно выше. Зачастую вверху ее с нетерпением поджидают медведи, и рыбины со следами насилия спускаются по течению обратно

Доехал до озера Большого Вавайского, на берегу которого очень много уютных мест для стоянки. Заехал в магазин в Пихтовом. Вечер пятницы сделал свое дело, к наступлению темноты на озере не было свободного места. Отовсюду слышался бессмертный шансон и радостные крики отдыхающих.

За день пройдено 33 км.

 

 

13 сентября, суббота

 

Все хорошее имеет свойство заканчиваться, как и мой отпуск, так и времяпровождение моих соседей. Нас объединяла только сегодняшняя суббота, и мы знали об этом.

Вновь проехал мимо поворота на Пихтовое и вскоре достиг побережья Анивского залива. За Озерским начался асфальт. На берегу много отдыхающих.




















 


В
Корсакове встретил уже знакомых автостопщиков, с которыми переправлялся через пролив Невельского. Интересно, но почему то при слове «север» мы чувствовали какую-то непонятную ностальгию. За 70 км до Охи им удалось уехать автостопом с рыбаками.

На выезде из Корсакова зашел в шашлычную.

Мои ожидания в обретении ночлега на берегу моря быстро развеялись при виде его густонаселенности. В Третьей пади с берега видны два гигантских корабля, стоящие на приличном расстоянии от берега, видимо, навечно.

Дневной пробег 72 км.


14 сентября, воскресенье

 

По асфальту долетел до аэропорта Хомутово. Позади 30 км Сегодня самый длинный день. Солнечно, ясно и тепло.

Зарегистрировался, пристроил багаж, взлетел и приземлился в Шереметьево.

 

Выводы и рекомендации

 

1. Сентябрь наиболее подходящий период для посещения острова. Пасмурное небо было замечено лишь однажды, а купающиеся граждане - постоянно. Идет нерест рыбы.

2. Грунтовая транссахалинская магистраль крайне неблагоприятна для проезда по ней на велосипеде: пыль и большой трафик.

3. Оказались невостребованными сапоги, которые я взял, испугавшись сырой погоды и плохих дорог. Все дороги, мосты и перевалы находятся в самом подходящем для велопутешествий состоянии.

4. Слова моей бабушки о том, что на Сахалине живут самые лучшие люди, не опровергнуты. Ни одного человека с нехорошими намерениями мне не попалось, напротив, видевшие неоднократно меня водители, останавливались и интересовались итогами прошедших дней.

5. Ни одного медведя так и не встретил.



Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.