Каталог


Сахалинская Ассоциация Фрирайда
Статьи

Велодвухдневка по Долинщине (Цифра)

Авторы: Беретик и Пастор Шлаг

Велодвухдневка по Долинщине



Что тревожит разными вечерами больную голову Пастора Шлага?! Об этом можно прочитать в прошлогоднем Отчёте о Кресте. Пунктиры дорог на картах… краеведческие статьи… кресты… И ровно через год родилась новая идея: посетить Крест Даирского на Найбе. А дабы вылазка не носила овощной характер, было предложено прикатить к Кресту не из Быкова, а из другого посёлка в Долинском районе - из Советского. Сомнений относительно такого маршрута было немало, ибо уже многим известно, что наличие хорошей дороги на карте не гарантирует даже плохенькой тропы в реальности. Но именно эти сомнения и заставляют гореть глаза сахалинских авантурЫстов, большинству из которых помешало пойти в сей поход, только другое не менее важное событие: как раз к 10 июня в Южно-Сахалинск прибыл танкер гружённый байдарами. Новоиспечённые пираты ринулись занимать места на берегах Тортуги…
Поход был на грани срыва. Но, всё-таки, его теоретическая заготовка заинтересовала одного из Донов больше, чем пиратская вакханалия. А когда Теория приходится по душе такому человеку как Беретик, вероятность превратиться в Практику весьма велика. Необходимый опыт Велоавантюр у Дона уже имелся. Тщательно изучив План, Беретик внёс существенную коррективу: "А не сократить ли нам Велотрёхдневку, до Велодвухдневки?". И поправка была принята…
Меньше всего думал о предстоящем Походе третий его участник, едва ли не в последний момент, вскочивший на подножку уходящего поезда. Сам социальный статус его - дэвушка - казалось, не обещал успех предприятия. Однако, вопреки пиратским суевериям, именно она - Хрупкая Олга - и сыграла в Походе одну из ключевых ролей.

… тут, надо бы сказать нечто общее об успешных и неудачных походах. … бла-бла-бла … будем считать, что это сделано. За сим, всё по порядку…


ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Ещё существует в умах сахалинских велоАвантурыстов устаревшее мнение, что перевозить байки в железнодорожном транспорте проблематично. И совершенно напрасно. Если обратить внимание на богатый опыт материковских велопутешествий (освещаемый в книгах и ресурсах Интернета), то проблем никаких нет. Берет, Олга и Пастор в этом наглядно убедились, поскольку с них даже не потребовали дополнительной платы. Велодрузья комфортно проехались в нерабочем тамбуре, где имели удовольствие общения с юным собратом.
Через полтора часа путешественники уже прикручивали колёса и вскидывали рюкзаки на плечи. Ну, кроме Пастора, естественно, который, как и год назад, задействовал один из любимых своих девайсов - багажниковский "Пик-99".

Быстро миновав посёлок Советское они устремились на юго-запад по милой дорожке среди душистых зелёных полей долины реки Ай. Впереди летел Беретик, затем Олга, а Пастор Шлаг замыкал колонну. Настрой был бравый. И только Олга иногда выражала сомнения: "А где Сопки? Вы же говорили, что будут Сопки!". Следовал лаконичный ответ: "В тумане", и движение продолжалось. Вскоре они выехали к рыборазводному заводу, где доброжелательные заводчане подсказали дальнейший путь и предложили "заглянуть на обратном пути". Сия добрая воля не могла не настораживать. Судя по всему, для местных жителей "путь туда" должен был обязательно продолжиться "путём обратно". Это в авантюрные планы не входило, бродяги надеялись пересечь хребты Долинский и Шренка, и вдоль Найбы спуститься к посёлку Быкову.
Далее пошла уже лесная, давно не эксплуатируемая, дорога. В меру грязненькая, в меру преграждаемая упавшими деревьями. В общем, она тоже была миленькая. Ведь есть своя прелесть в катании, когда ветер в ушах не свистит, но зато папоротники шелестят, птички поют, и веточки за голову задевают. Ляпота-а-а!

Затем начались бродЫ. На первых двух разувались. После чего Пастор достал карту и, задумчиво почесав в затылке, изрёк: "А имеет ли смысл? Судя по карте, тут надо брОдить 6 раз…". И на последующих переправах бродяги перестали заниматься глупостями. В итоге бродов оказалось в общей сложности восемь. Почти каждый брод был украшен развалинами железнодорожных мостов, сохранившихся видимо со времён Карафуто. Ох, уж эти сахалинские артефакты! Сколько не лазай по сахалинской тайге, но даже в самом глухом уголке да найдётся свидетельство деятельности японских промышленников.
Обнаружились и Сопки. "Бродовая" часть течения реки Ай, явилась для путников естественной коммуникацией, прорезавшей насквозь Долинский хребет. "Прорезавшей" - почти в буквальном смысле, ибо отвесные каньоны иногда напоминали ровный срез кинжального лезвия.

После восьмого брода авантурысты вышли к устью речки Лесопильной - правому притоку реки Ай. Дорога в этом месте исчезла, уперевшись в глубокую заводь и на прощанье раскидав по бережку скрюченные рельсы.

***
Далее, в полном соответствии с Планом, начались обязательные четыре километра бездорожья. Надо отметить, что движение вверх по реке Лесопильной оказалось не столь сложным как ожидалось. Берега речки - ровные. Заросли - щадящие, с преобладанием мягких таёжных культур - лопухов, папоротника, хвоща. Иногда даже находились участки тропы, где свежие человечьи следы чередовались с несвежими медведовыми. Собственно и движение по самому руслу реки не представлялось сложным.

В общем, бездорожную часть пути прошли довольно весело. Единственным, но ощутимым неудобством для путников были свирепые комары, которые похоже со времён Карафуто ждали своего "кровавого" шанса.
По прошествии двух часов пути по Лесопильной, Берет стал чаще глядеть на велокомпьютер. Он всё настойчивей всматривался в просветы между деревьев, всё гуще хмурил брови. Назревал судьбоносный час Похода. Наличие или отсутствие дороги в верховьях Лесопильной предопределяло и последующее направление движения - вперёд на хребет Шренка или назад к Советскому. Ибо на преодоление Шренка в условиях бездорожья мог решиться только совсем безнадёжно обкусанный авантурЫст. Совещания с подробным изучением карт стали происходить всё чаще.

Олга, которая до сих пор втихомолку скармливала путникам тыквенные оладушки, в один прекрасный момент указала на небольшую ложбину и спросила: "А может там?". Заметив сомнение на лице попутчиков, предложила: "Схожу, посмотрю". Сходила, посмотрела и объявила: "ДОРОГА!". Попутчикам оставалось только уточнить, что её находка представляла собой не совсем Дорогу, а опупенный Хайвэй. Уж что-что, а увидеть такое шоссе посреди Долинской глухомани, Пастор с Беретом не планировали.
Наличие Хайвэя внесло в настроение путников весьма позитивную струю. Всё-таки движение по рекам (какими бы живописными они не были) не свойственно истинным любителям Велопутешествий (знали бы они, что их ждёт на следующий день). Небольшой перерыв был связан с разрывом цепи на велосипеде Беретика (пожалуй, единственная авария в их Походе). А далее… Дорога потихоньку взбиралась вверх, тайга потихоньку расступалась, и вскоре перед бродягами стали открываться прекрасные панорамы хребта Шренка.

На одном из поворотов даже обнаружилась Мобильная Связь. Через семь часов после старта в Советском, это была первая возможность отзвониться Диспетчеру, миссию которого с честью выполняла… естественно Таня. Правда, Связь была здесь слабенькая, часто прерывалась. Раздражённый этим, Беретик вынужден был даже выполнить несколько гимнастических трюков, обратившись к генетической памяти об обезьяньем происхождении. Трюки эти ни к чему не привели, ибо, заметим, радиоволны здесь выполняют какой-то сложный трюк с переотражением и фокусированием до достаточного уровня мощности только в одном, весьма ограниченном месте. А именно на кочке площадью примерно метр на метр.
Всё-таки, есть что-то очень позитивное в том, что посредством современных технологий, твоя удача становится достоянием гласности не только в Южно-Сахалинске, а даже на ананасовой Тортуге. Подбодрённые этим фактом, велоАвантурЫсты с новыми силами устремились дальше по Хайвэю. Да столь ретиво устремились, что едва сами же себе не устроили подвох. Хайвэй довольно неожиданно достиг того яруса, где найти ручей пригодный для питья оказалось весьма сложно. Солнце уже уходило за остренькие вершины Шренковского хребта, пора было подумать и о ночлеге. Но для этого надо было либо возвращаться назад, либо забираться на Перевал и сваливать в Найбинский водораздел. Предпочли второй вариант.

Тут-то и настигло их утомление. Подъём на Перевал был весьма крут. Путешественники спешились и упорно лезли вверх, уничтожая на каждом повороте ничтожные остатки запасов воды. Время вечернее, местность незнакомая, ситуация безводно-тревожная, а путники - больны авантюрами. Думается, что импрессионист Пикассо нашёл бы сей страдальческий сюжет достойным для новой картины. Но не успел бы сваять шедевр, так как в 20 часов бродяги достигли-таки Перевала…


***
А потом был спуск. Да какой спуск! Брошенная дорога, осыпанная камнями, изрезанная канавами, изгибалась головокружительными виражами. Чувство жажды улетучилось из организмов вместе с адреналином. Такой серпантин пришёлся бы по душе и даунхиллерам. Пару раз Пастор-тяжёловоз не справлялся с управлением и вынужден был соскакивать с вела, тормозить различными местами тела.
Вскоре по левую руку был услышан шум вкусных горных ручьёв. Их количество повергло в замешательство. Если сначала основным критерием для выбора места ночёвки было наличие воды - то вдруг стало важно всё: и присутствие дров, и ровная площадка для палатки, и, чёрт побери, виды. Постоянный уклон манил всё дальше, и в итоге привёл к заброшенной базе лесорубов, после чего выкинул подлый трюк с превращением в подъём. Трезво рассудив, что еще одного подъёма им не одолеть - путешественники решили остаться на этом заброшенном островке цивилизации. Пришлось, естественно, попотеть с определением места стоянки, ибо сей островок вобрал из цивилизации в основном её плохие черты - в первую очередь мусор и вонь. Но в итоге было найдено приятное местечко над речкой, почти без кочек, поросшее мелкой травкой с редкими папоротниками и укрытое берёзками; а развалины строений щедро поделились дровами, столом, сиденьями и прочими приятностями, которые так украшают быт усталых путников.
Ужин был какой-то верблюжий, так как состоял по большей части из жидкости в разных видах. А именно:
1. Чай байковый (…или байховый, не важно) - о, как сладок сладкий крепкий чай вечером после многих часов водной экономии!;
2. Суп грибной натуральный - от которого Берет, по собственному признанию, офигел. Пастор-то привык к путешествиям с валькириями, которые способны голыми руками из чего угодно накрыть шикарный ужин. Но суровые бухантропы привыкли к весьма аскетичной закуске!;
3. И - само собой - Огненная Вода - волшебный эликсир, дарующий веселье и приятную слабость в членах употребившему.
Время за ужином пролетело незаметно, озаряемое всполохами петард, коих Беретик набрал для собственного успокоения…


ДЕНЬ ВТОРОЙ
Утром, получив на завтрак макароны по-флотски (откуда только столько энергии берётся), и, открыв для себя чудесный уголок интимных удобств без двери, путники стартовали.
Покинув место ночлега, они резво преодолели локальный подъём и вновь устремились вниз. Здесь дорога уже была не столь коварна, зато быстра, извилиста, живописна … в общем, прелестная такая дорожка. Спуск просвистели за полчаса и выкатили в долину легендарной Найбы.

Первое, что привлекло внимание любителей природы - это великолепное урочище Цветущей Черёмухи. Не было никаких причин не остановиться здесь, не полюбоваться, не понюхать, не пофотографировать. Начало нового этапа в их путешествии было просто замечательным. А вот дальше…


***
Было бы как-то неправильно, если бы Удача улыбалась бы нашим велоавантурыстам во всём путешествии. Не таковы сахалинские леса и дороги, чтобы не подкинуть больным на голову хотя бы один хороший "сюрпрЫзик".
Замечательный Хайвэй пересёк Найбу, и столь откровенно пошёл куда-то на Запад, что следовать по нему не решились. Вернулись к Найбе и пошли берегом в надежде скоро найти дорогу, обозначенную на карте хорошим пунктирчиком. Велы подскакивали на камушках, как мячики. Иногда даже удавалось катиться по каменистым плитам. Иногда обнаруживались признаки тропы стиснутой деревьями. Но чаще шли по камням или вброд по воде. Прошли одну излучину, другую … пятую… И за каждой надеялись увидеть замечательную дорожку. А вот х…

Короче говоря, та самая дорога, о которой сомневались менее всего, "поздравила" их своим полным отсутствием. В этом бродяги окончательно убедились, когда впервые за прошедшие сутки увидели Нормального Человека-Аборигена. Паренёк-рыбак оказался весьма доброжелателен. Удивился тому, откуда приехали велотурЫсты, присоединился к ним в поглощении полсникерса и кружки чая, и за это рассказал о специфике здешней тропы, развеяв надежду на катабельную дорогу. По крайней мере до ручья Сунсури (так местные называют Сейм) на катание можно было не рассчитывать. "Пойдёте вниз, найдёте тропочку, которая пересекает ельник - там срежете поворот речки. За поворотом найдёте двух мужиков. Оттуда можно ехать по тропе, а где она - уточните у мужиков…".
Объяснил он и направление "Хайвэя", с которым они расстались ранее. Оказывается, эта лесовозная дорога по какой-то невообразимой траектории должна была прийти … аж в Синегорск. Новая Тема возникла в больных головах! Но на данный момент задача состояла лишь в том, чтобы как можно скорее добраться до Быкова.
И пошли они дальше вниз по Найбе. А река становилась всё шире, глубже, полноводней. А берега - всё круче, обрывистей, скользчее. Каменистые плиты превратились в косые барьеры, пытавшиеся сбросить путников в глубину реки. На глубине, как ни странно, Пастору было даже удобнее - "Пик-99" играл роль большого поплавка, что позволяло тянуть за собой велодруга плавным движением руки. Но такие эпизоды были редкими. Чаще приходилось тягать велы, издавая вопли свойственные штангистам. Или тащить их на себе, заходя в воду по… то место откуда ноги растут.
Тропочку через ельник умудрились найти. За тропочкой перешли реку по каменистому скальному порогу - по подводной каменной ступеньке, обрывавшейся до полутора-двух метров.
За перекатом неожиданно обнаружилась резиновая лодка с насосом и всякие рыбацкие снасти, брошенные в таком беспорядке, как будто рыбаки спешно улетучились от рыбнадзора. Это дало основание похихикать над Ольгиным свистком, которым она оповещала медведей. (Кстати, делала она это иногда так резко и неожиданно, что попутчики даже радовались, что броды намочили их по пояс…).

А на взгорке над лодкой обнаружился Лагерь - с шалашом, со столом и скамейками, посудой и костром. А в шалаше… собственно и обнаружились два мужика. Причём один из них лежал с открытыми глазами, не реагируя на обращения. И как только путешественники подумали, что пора вызывать милицию (ведь сразу целых два трупа!) - он пошевелился и уставился в "гостей" невидящим взором. Последовала просьба подсказать: "Где тропа?". Реакция Мужика была неожиданная - он подскочил и побежал в лес. Подивившись такой отзывчивости, авантурысты припустили за ним. Но, буквально, через несколько десятков метров, забежав в чащу, Мужик остановился, почесал затылок, обернулся и упёрся в людей мутным взором (запоздалое удивление типа "кто это?!"). Пробормотав что-то вроде: "Ребята, извините, у меня со сна голова тяжёлая, не могу ничего сообразить" - он так же шустро припустил назад в лагерь.
Ребята поняли, что рассчитывать на тропоуказание не придётся. Они вынуждены были продолжить путь испытанным способом: вновь спуститься к реке, уныло шлёпать по воде и спотыкаться на адски скользких камнях. Силы таяли, авантурные мысли улетучивались одна за другой.
Великолепно держалась Хрупкая Олга, лишь иногда прибегавшая к помощи попутчиков. Попутчики в отчаянии сами иногда были готовы свалить свой груз на кого-нибудь, но присутствие дэвушки заставляло взбадриваться и смело выходить на новую излучину.
7 часов (!!!) взбадривались! 7 часов таскания по камням, воде и кустам! Совершенно незапланированная кульминация Похода. И когда наконец-то Беретик нашёл заброшенную дорогу на левом берегу, душевное состояние всех троих было близкое к истерике. Подгоняемые укусами свирепых комариных полчищ, они бросились по просеке наутёк. И буквально через десять минут просека превратилась в "незаброшенную", а в самую нормальную грунтовую дорогу.
"Поискать Крест Даирского", - не прозвучавшая мысль, так как даже Пастор Шлаг понимал, что за шутки награждают не только смехом. Так, даже без официального объявления, был оформлен отказ от выполнения главной Цели. Это, впрочем, не могло умолить общего впечатления от Похода, ибо открытий и впечатлений у бродяг было уже выше крыши.
И засвистел ветер в ушах, и вздыбились шлейфы пыли, слегка нарушая сочный фон зеленеющей долины. А по правую сторону продолжала изгибаться Найба - предмет, который они наблюдали, топтали и нюхали больше остальных. Но при этом не устали восхищаться красотой её - самой большой реки на Долинщине.


***
За час они добрались до долгожданного Быкова, где не работал работал МТС, но работал GSM. Отзвонились Диспетчеру Тане и родным.
На вопрос "Где станция?" местная женщина удивилась: "Приехали, а как уехать не знаете?…". Как и в Советском, местные были уверены, что их вотчина - тупик, и путешествовать здесь можно только челночным способом. Усталые велотуристы не стали рассказывать им о своих дорогах-фантомах. Зачем будоражить сложившийся жизненный уклад аборигенов?
Полтора часа в ожидании поезда прошли быстро. Пока разобрали велики, пока переоделись, напились магазинной химии, тут и подали "последнюю электричку". Погрузка вновь прошла без проблем. В полупустом вагоне кондукторша, кажется, даже не заметила 30 килограмм "безформенного" металла и взяла с нестандартных пассажиров всего-то по 88 рубликов.


ИТОГИ И ВЫВОДЫ
В общем-то, всё просто. Сквозной путь есть, довольно сложный, но есть. В двух местах есть Связь - на подъёме от верховьев Лесопильной на хребет Шренка и на самом Перевале - видимо, "добивает" с Советского. Всего было пройдено 56 км, примерно по 28 км в день. Следов медведов много, но сами они (к счастью) встречены не были. Видимо потому что авантурысты шумели хорошо. А вот комаров почему-то шум не пугает. И всякий кто пожелает посетить сей район, должен быть готов к изрядному покусанию. А вообще там чудесное место…
Всё-таки поражает, как у японцев всё было освоено: от Советского в глубь острова шла добротная железная дорога с бетонными мостами. В среднем течении Найбы, куда спустились со Шренка - тоже видны остатки немаленького моста.
Дорога, переваливающая через хребет Шренка - лесовозная, хорошо просматривается в Гугле, и самое главное (судя по следам), свежекатанная грузовиком. Значит, где-то на неё есть комфортный заезд. Кроме того, по хребтам там виднеется ещё много лесовозных трасс.
Ну а поскольку места там всё же волшебные, давайте-ка, задумаемся ещё об одной Авантюре…





26.05.2009
О велосипедном походе 2 категории сложности по Хабаровскому краю и острову Сахалин, совершенном с 1
подробней   (Цифра)

14.12.2008
Миф-тёнгр круиз… или «с кормы волна-убийца, сэр!
подробней   (Цифра)

05.12.2008
Документальный отчет байдарочного походп на по-ов Шмидт
подробней   (emich)

02.10.2008
Зимний Набильский хребет 2008
подробней   (emich)

18.09.2008
Глиняный Крильон
подробней   (Цифра)

08.10.2007
… кто же такой Тонин или… «сушите вёсла, сэр!»
подробней   (emich)

25.09.2007
Одинокая бродит гармонь
подробней   (Цифра)

19.06.2007
Велодвухдневка по Долинщине
подробней   (Цифра)

02.05.2007
Сланы идут на север
подробней   (Цифра)

20.07.2006
ДЖИ-ПИ-ЭС ХАРДКОР или «… да там всего четыре километра…»
подробней   (emich)

20.07.2006
Краст Пастора Шлага, или Велотрехдневка по Корсаковщине.
подробней   (emich)

25.11.2005
Майорский снежник 2004 год. Статья размещена силами и средствами наших друзей sopka.sakhalin.su
подробней   (emich)

25.11.2005
Сахалинские горы для фрирайда. sopka.sakhalin.su
подробней   (emich)

23.11.2005
Велоспелеопоход на гору Вайда Статья размещена силами и средствами наших друзей sopka.sakhalin.su
подробней   (emich)