последнии комментарии
форум

eyuxibar: <a href=\'http://bitmantra.com/cialis-generic/#cia...

uvakfuqe: <a href=\'http://isxamoz-a.com/\'>isxamoz-a.anchor...

emitaqu: <a href=\'http://egiric-a.com/\'>egiric-a.anchor.c...

odqamer: <a href=\'http://myanmarfoodonline.com/cialis-20mg...

ipulugape: <a href=\'http://ujevie-a.com/\'>ujevie-a.anchor.c...


важно

Ищем попутчиков! Календарь 2012

Положение и правила Приключенческой гонки 2012 «Ваваи-Чибисаны»

Участники приключенческой гонки "Ваваи-Чибисаны"

Восходители, получившие почётное звание "Сахалинский орлан"

Каякеры в проекте "4 мыса"

Каякеры, награжденные значком СКЭВС "50км. Морской каякинг"

Итоговый протокол "Меж Трёх Озёр 2011"


фото недели
фото/видео

31 июля 2015 года. Вершина Вулкана Тяти


новинки
интернет-магазин

Байдана - кольчуга (стар. слав.) Лёгкая летняя майка с длинными рукавами из ткани Cocona™ с волокнами, содержащими активный углерод.

2

Наши друзья... ссылки
{main}
новости 

Руководство для судей и участников соревнований по спелеологии и спасательным работам

20.06.2012
Добавил:maksimPetrovich
 

скачать руководство rukovodstvo.doc [106,5 Kb] (cкачиваний: 26)


Введение

В настоящее время при проведении спелеосоревнований в каждом конкретном случае используются правила, составленные проводящей организацией и представителями участников. Трактовка условий безопасности, техники и тактики спелеотуризма в различных клубах часто не совпадают, что обусловлено различными традициями и условиями существования клубов, особенностями карстовых полостей, посещаемых ими.

В результате возникают разногласия между судьями и участниками из различных регионов, имеющими разную (иногда – одностороннюю и недостаточную) подготовку. Кроме того, в практическом применении приемов также возможны варианты, зависящие от конкретных местных условий. Поэтому, как правило, судейская коллегия, готовя соревнования, ставит определенные условия участникам, пытаясь устранить разночтения при подходе к выполнению определенных технических приемов.

Все это создает нежелательные ситуации, которые могут быть исключены, если все команды, хотя бы в подготовительный период, получат руководство, регламентирующее и корректирующее подход к приемам, вызывающим вопросы и споры. Наиболее желательным моментом может явиться принятие такого руководства в общероссийском масштабе, что позволило бы участникам (командам) строить свою систему подготовки по вполне конкретным требованиям. Для этого и предназначено данное руководство.

 

За основу взята разработка Виталия Викторовича Теплоухова по пешеходному и лыжному туризму 1995г. 

 

Содержание

Общие положения

 

Раздел 1. Снаряжение 

1.1 Веревки

1.2 Тросы, лестницы

1.3 Карабины

1.4 Крючья, закладные элементы

1.5 Узлы

1.6 Опорные петли

1.7 Оттяжки

1.8 Страховочная система

1.9 Самостраховки

1.10 Зажимы

1.11 Спусковые устройства

1.12 Блоки и полиспасты

1.13 Каски

1.14 Рукавицы

 

Раздел 2. Отдельные технические приемы 

2.1. Подъем первого участника с командной страховкой.

2.2. Переправа первого участника через пропасть.

2.3. Организация опорных станций.

2.4. Организация навески (перил)

2.5. Организация троллея (навесной переправы)

2.6. Движение по навеске

 Транспортировка груза

 Снятие навески

 Командная страховка

 

Раздел 3. Транспортировка пострадавшего 

3.1. Солотранспортировка

3.2. Транспортировка пострадавшего в носилках

 

Список использованной литературы 

 

Общие положения

 

Целью данной разработки является унификация ряда технических приемов, применяемых на соревнованиях по технике и тактике спелеотуризма, а также определение единого подхода к оценке применяемого снаряжения как в плане его технических характеристик, так и пределов допустимого применения.

Конечной задачей является повышение безопасности проводимых соревнований по технике спелеотуризма, устранения ряда спорных моментов в методике подготовки как участников, так и судей соревнований, а также сокращение руководящей документации соревнований и упрощение работы с ней.

В случаях, если Условия соревнований допускают отклонения от данного руководства, каждый такой факт должен быть отражен в Условиях соревнований со ссылкой на пункт руководства, претерпевший изменения в условиях. Случаи нарушения участниками положений, отраженных в настоящем руководстве, должны не только наказываться штрафами: при обнаружении нарушения судья обязан немедленно приостановить действия команды (участника) и потребовать ликвидации ошибки.

Знание руководства обязательно для судей на этапах.

 

РАЗДЕЛ 1. СНАРЯЖЕНИЕ

 

Использование самодельного снаряжения не допускается.

 

1.1 Веревки

 

1.1.1Рабочие веревки, применяемые для организации страховки, перил и сопровождения, должны быть диаметром не менее 10 мм.

1.1.2 Веревки не должны иметь повреждений оплетки и прядей.

1.1.3 Использование вместо веревок строп и тесьмы для применения по пункту 1.1.1. не разрешается даже при условии равнопрочности указанного сортамента веревке диаметром 10 мм.

1.1.4 Двойной веревкой является: а) сдвоенная, (т.е. сложенная вдвое), но имеющая во всех нагружаемых сечениях две отдельные ветви; б) две отдельные веревки.

1.1.5 В случаях, если в ходе выступления в соревнованиях веревка повреждена (перебита, сорвана оплетка и т.п.), ее эксплуатация должна быть немедленно прекращена. Команда может заблокировать поврежденный участок с помощью узла или, вырезав поврежденный участок, использовать получившиеся части или их соединения.

 

1.2 Тросы и лестницы

     

Все тросовое и лестничное снаряжение необходимо использовать с командной страховкой через опору, находящуюся выше участника, либо с самостраховкой длиной не более 1 метра по перилам из основной веревки.

 

1.2.1 Тросы, применяемые для организации троллеев, опорных станций, подъема «пострадавших» должны быть диаметром не менее 5,2 мм.

1.2.2 Тросы, применяемые в качестве вертикальных перил должны быть диаметром не менее 4,0 мм.

1.2.3 Все применяемые тросы должны быть промаркированы, иметь зачеканенные , либо заплетенные в коуши согласно ГОСТ концы. В рабочей поверхности тросов не должно быть перегибов, узлов, разрывов прядей.

1.2.4 Лестницы, как штурмовые, так и транспортные, могут быть изготовлены из тросов, веревки, репшнура, стропы и других материалов, имеющих сопротивление статической нагрузки не менее 500 КГС. На лестницах не должно быть режущих кромок, колющих концов, потертостей и разрывов прядей. Все лестницы, используемые командой (участником), должны быть представлены в техническую комиссию.

 

1.3 Карабины

 

1.3.1 Для организации технических задач:

- организация перил и транспортных веревок на спуске (подъеме) участников;

- организация пункта страховки;

- замыкание личной страховочной системы;

- организация самостраховки;

- организация промежуточных точек страховки;

- подключение страховочной страховки к участнику;

- организация натяжения веревок с помощью блоков и полиспастов;

- подключение носилок к «пострадавшим», к перилам навесной переправы и транспортным веревкам на подъеме (спуске);

- соединение рабочих веревок – могут применяться только стандартные, сертифицированные карабины и MR с муфтами, не имеющие каких-либо доработок, могущих снизить их прочность.

1.3.2 Для выполнения технических задач:

- подключение сопровождающих веревок к участнику и опоре;

- подключение беседок (личной страховочной системы) к перилам – могут применяться карабины, имеющие конструктивные доработки, не снижающие их прочность, и самодельные карабины из стальных и титановых сплавов, допущенные комиссией по снаряжению. Все указанные карабины должны иметь предохранительные муфты.

1.3.3 Карабины без муфт могут применяться только для транспортировки груза и для закрепления свободных концов веревок, не работающих на страховке и сопровождении, а также на оттяжках.

 

1.4 Крючья, закладные элементы

 

1.4.1 Крючья, применяемые для постановки и прохождения дистанций, должны быть сертифицированы, и не иметь повреждений. Количество крючьев, необходимых для организации станций, должно быть не менее числа человек на данной станции + 1 крюк.

1.4.2 Использование закладных элементов возможно для:

- организации промежуточных, либо временных точек опоры;

- организации промежуточных точек страховки.

 

1.5 Узлы

 

1.5.1 Применяемые для  выполнения технических приемов узлы должны быть выбраны из перечня узлов, рекомендуемых к применению отечественной методической литературой по альпинизму и горному туризму, в том числе:

а) узлы для связывания концов веревки: прямой, академический, встречный, ткацкий, брамшкотовый, грепвайн;

б) узлы для присоединения веревки к объекту (опоре): проводник, проводник-восьмерка, стремя, двойной проводник, беседочный, булинь, австрийский проводник, карабинная удавка, штыковой;

в) схватывающие: прусик, австрийский, Бахмана, несимметричный, схватывающий;

г) контрольные: простой, восьмерка.

1.5.2. Узлы не должны иметь перекрученных прядей, рисунки должны соответствовать изображениям в методической литературе или образцам узлов, представленным судейской коллегией.

1.5.3. Все узлы, кроме встречного, грепвайна, проводника-восьмерки, австрийского проводника, должны иметь контрольные узлы.

1.5.4. Все завязанные узлы, в том числе и контрольные, должны иметь выход свободного конца не менее 50 мм.

1.5.5. Каждый узел должен использоваться в соответствии с его предназначением и нагружаться согласно рекомендации по его применению.

1.5.6. Команде при прохождении этапа запрещается разрезать узел и обрезать навешенные основные веревки.

Примечание: в особом случае, с разрешения судьи этапа, допускается срезать на этапе веревки, если команда исчерпала контрольное время прохождения и не может иным способом снять снаряжение.

 

1.6. Опорные петли

 

1.6.1. В случаях, когда служба дистанции не представляет команде опорные точки для организации перил, переправ, страховки (петли, карабины), команда обязана сама организовать в указанных местах опорные петли, пользуясь своим снаряжением, что должно быть, отражено в условиях соревнования.

1.6.2. В качестве материала для изготовления опорных петель могут применяться отрезки основной веревки диаметром не менее 10 мм.

1.6.3. В случаях, когда опорные петли выполняют функции групповой самостраховки, должна использоваться двойная основная веревка.

 

1.7. Оттяжки

 

1.7.1. Оттяжки допустимо использовать в качестве:

а) промежуточных точек опоры;

б) промежуточных точек страховки;

в) для вспомогательных технических целей, не связанных с основной цепью страховки.

1.7.2. В качестве материала для изготовления оттяжек могут применяться отрезки веревки диаметром не менее 8мм, тросов диаметром не менее 3,2мм,  стропы, с равновеликими основной веревке прочностными характеристиками.

 

1.8. Страховочная система

1.8.1. Самодельные страховочные системы комиссией по снаряжению не допускаются, использовать только сертифицированные страховочные системы.

1.8.2. В случае возникновения возможности больших динамических нагрузок при срыве участника (свободного лазания), страховочная беседка должна быть дополнена поясом грудной обвязки и сблокирована с ним основной веревкой.

 

1.9. Самостраховки

1.9.1. Самостраховка должна быть выполнена из основной веревки диаметром не менее 10мм и длиной не более 1,5м.

1.9.2. Применение в качестве материала для самостраховок строп, оплеток веревок не допустимо.

1.9.3. Применение готовых, сертифицированных самостраховок из равнопрочных основной веревке материалов, допустимо при наличии клейма УИАА или сертификата соответствия.

1.9.4. При отсутствии в арсенале команды специализированных самостраховочных зажимов допускается применение узлов Прусика, Бахмана.

 

1.10. Зажимы

 

1.10.1. На соревнованиях разрешается применение зажимов, допущенных комиссией по снаряжению.

1.10.2. Зажимы могут быть использованы в качестве средства для организации движения по перилам, натяжения веревки, поднятия груза.

1.10.3. Запрещается использование зажимов с зубчатыми кулачками в качестве фиксирующих верёвку на троллее.

      Необходимо помнить, что при нагрузке свыше 500кг, оплетка веревки нарушается.

1.10.4. Осуществлять самостраховку допускается только сертифицированными для этих целей зажимами (ASAP, BACK UP Kong, Petzl RESCUCENDER,MICROCENDER и др.)  

1.10.5. Применение зажимов должно соответствовать требованиям изготовителя к конструктивным особенностям изделия.

 

1.11. Спусковые устройства

 

1.11.1. Для спуска по навеске с фиксированными концами необходимо применение спусковых устройств, не допускающих скручивания веревки, повреждения прядей и оплетки.

1.11.2. Для свободно висящей веревки допустимо применение тормозных устройств, изменяющих ось веревки в разных плоскостях.

 

1.12. Блоки и полиспасты

 

1.12.1. Блоки должны иметь ось из стальных или титановых сплавов диаметром не менее 8мм и толщину щечек не менее 2мм. Работающее сечение щечек в месте включения карабина и запрессовки оси должно быть не менее 60 кв. мм (суммарно).

1.12.2. Ось блока должна быть расклепана или зашплинтована.

1.12.3. Суммарное количество шкивов на полиспасте не должно превышать 4 штук.

1.12.4. Нагружаемые элементы полиспаста не должны иметь деталей, присоединенных методом сварки (шов сварки не должен нести нагрузку), а так же не должны иметь деталей в виде открытых скоб, гаков и т.п.

1.12.5. Натяжение полиспастов должно производиться веревкой диаметром не менее 8мм.

1.12.6. Блоки и тележки, используемые для движения людей, должны иметь конструкцию, исключающую попадание рук под шкивы.

1.12.7. При использовании блоков и тележек для движения по перилам людей должно быть соблюдено условие: в случае развала конструкции (выпадение шкивов, разрушение щечек, осей  и т.д.), движущийся участник должен остаться подключенным к перилам через стандартное снаряжение (карабин, веревка). 

 

1.13. Каски

 

1.13.1. Участник должен находиться в каске с момента пересечения границы этапа (старта) и до выхода из нее (финиша).

1.13.2. Каска должна быть оборудована амортизирующим вкладышем, надежным приспособлением для крепления на голове.

1.13.3. В случае сползания или падения каски с головы, участник должен немедленно прекратить движение и надеть каску.

 

1.14. Рукавицы

 

1.14.1. Рукавицы (перчатки) являются обязательным предметом снаряжения каждого участника. Рукавицы (перчатки) должны быть изготовлены из плотного материала, и полностью закрывать кисть руки.

1.14.2. Участник обязан находиться в рукавицах (перчатках) при выполнении следующих технических приемов: 1) спуск по перилам; 2) выполнение страховки;   3) торможение носилок, движущихся по навесной переправе;  4)движение по троллею (наклонным перилам); 5) работа с сопровождающей веревкой при прохождении участником навесной переправы; 6) работа с транспортной веревкой при спуске участников или груза по склону 

1.14.3. При отсутствии рукавиц у участников замена их рукавами, полами штормовки (куртки) запрещена.

 

 

РАЗДЕЛ 2. ОТДЕЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

       

2.1. Подъем первого участника с командной страховкой

 

2.1.1. Участник движется по склону с нижней командной страховкой свободным лазанием. При этом участнику обеспечивается верхняя судейская страховка, пристегивание, отстегивание и контроль за которой во время движения участник осуществляет самостоятельно.

2.1.2. Конец страхующей веревки подключается к участнику в грудное перекрестие страховочной системы, либо поясной MR.

2.1.3. Участник, движущийся на командной страховке, должен быть без рюкзака (груза).

2.1.4. При движении участник обязан прощелкнуть веревку командной страховки через промежуточные точки страховки (крючья), указанные судьей этапа, перед началом работы либо во время движения.

2.1.5. Свободный конец страхующей веревки должен быть закреплен на опоре, либо на страхующем участнике, стоящем на самостраховке.

2.1.6. Если командная страховка организуется из безопасной зоны (ровная горизонтальная площадка), страхующему участнику самостраховка не обязательна.

 

 

2.2. Переправа первого участника через пропасть

 

2.2.1. Организация страховки участника должна осуществляться через опорную точку: дерево, опорная петля с карабином и т.п. Место организации пункта страховки указывается судьями этапа.

2.2.2. Смотри п. 2.1.2, 2.1.3, 2.1.5. Страхующий участник должен находиться на самостраховке и осуществлять страховку только через фрикционное устройство.

2.2.3. Перильная веревка одним концом крепится к участнику, другой конец  должен быть закреплен на опоре либо на участнике, стоящем на самостраховке.

2.2.4. Если пропасть обходится траверсом, а его коридор расположен на высоте более 3м над уровнем земли, участнику предоставляется судейская страховка, выполненная в виде сквозных перил между началом и концом траверса, к которой участник обязан пристегнуться своей длинной самостраховкой. Использование данных перил в качестве опоры запрещается и расценивается как зависание на судейской страховке. При этом, смотри п.2.1.4.

2.2.5. Если этап оборудован троллеем «неизвестной прочности», участник должен проходить его на поясном карабине (ролике) с самостраховкой , либо на двух усах самостраховки.

2.2.6. Если при прохождении этапа предусмотрен спуск в пропасть, страховка участника осуществляется через тормозное устройство. Запрещается спуск участника «парашютом» на одной страховочной веревке.

 

2.3. Организация опорных станций

 

2.3.1. Опорная станция – подготовленное и обозначенное судьями этапа место сбора участников, страховки, организации навески, подъема и спуска пострадавшего.

2.3.2. В качестве опорной станции могут использоваться как естественные опоры (деревья, выступы скал, глыбы и т.п.), так и искусственные (крючья скальные, шлямбурные и т.п.).

2.3.3. Опорная стация, подготовленная судьями этапа, может считаться абсолютной опорой, если выдерживает динамическую нагрузку более 4500кгс без каких-либо деформаций.

2.3.4. Крючья опорной станции должны быть сблокированы основной веревкой, локальной петлёй, равнопрочной верёвке, из расчета их одновременной работы по формуле: (1 крюк =1 человек)+1крюк.

2.3.5. Петля либо пролет перил из одинарной веревки может использоваться в качестве опоры и самостраховки лишь одним участником.

2.3.6. Двойная веревка, натянутая от руки, может использоваться в качестве опоры и самостраховки одновременно двумя - тремя участниками при соблюдении п.2.3.4.

 

2.4. Организация навески (перил)

 

2.4.1. Перилами является основная веревка (трос), используемая командой для преодоления препятствия. Совокупность перильных веревок и элементов крепления – навеска.

2.4.2. Крепление перил к опорам осуществляется посредством узлов, указанных в п. 1.5.1. Запрещается удержание перил на механических самосбросах, работающих по принципу переворачивающихся незамкнутых скоб, сброса веревок с открытого гака, дистанционного присоединения механических узлов.

2.4.3.`Началом навески может служить абсолютная опора (п.2.3.3.), либо не менее двух сблокированных равно нагруженных крючьев.       

2.4.4. Навешиваемая веревка должна иметь узел на конце, либо быть закреплена на опоре или на участнике, находящемся на самостраховке.

2.4.5. Промежуточные точки опоры, подготовленные и показанные судьями этапа до старта или после, должны быть полностью использованы. В случае их пропуска, судья обязан вернуть участника для ликвидации ошибки.

2.4.6. Участник, организующий навеску, должен находиться без груза, кроме необходимого для организации навески, но не более одного транспортного мешка.

2.4.7. Не допустимо использование в качестве вертикальных перил и страховки одной веревки.

 

2.5. Организация троллея (навесной переправы)

 

2.5.1. Троллей (навесная переправа) – натянутые с помощью полиспаста перила, длиной более 5м. Троллей может быть от горизонтального до круто наклонного.

2.5.2. Статически нагруженные перила из одинарной веревки, т.е. натянутые с помощью полиспаста, не являются элементом перильной страховки как не отвечающие требованиям безопасности по допустимой разрывной нагрузке в соответствии с ГОСТом.

2.5.3. Допускается при натягивании веревки перильной страховки применение одинарного полиспаста, т.е. имеющего не более одного элемента (блока, карабина), изменяющего направление выбирания веревки.

2.5.4. Требования  п. 2.5.2, 2.5.3. не распространяются при применении командной двойной основной веревки либо троса, диаметром более 5,2мм.

2.5.5. При креплении троллея с двух сторон необходимо руководствоваться требованиями п. 2.4.2, 2.4.3.

2.5.6. Для присоединения полиспаста к натягиваемой веревке необходимо использовать приспособления, обеспечивающие сохранность прядей веревки и безопасность участников.

2.5.7. До начала движения участников по троллею блоки и полиспасты, используемые командой для натяжения, а также все средства их крепления к натягиваемой веревке, должны быть сняты.

2.5.8. При организации круто наклонного троллея, необходима навеска параллельных перил, обеспечивающих самостоятельное движение участника вверх и вниз с использованием зажимов и фрикционных устройств.

 

2.6. Движение по навеске

 

2.6.1. При движении по навеске участник должен постоянно находиться на самостраховке, либо командной страховке. 

2.6.3. При переходе с одного участка вертикальных перил на другой, необходимо включение уса самостраховки в узел или карабин опорной точки. При чем, самостраховка включается первой, а снимается последней.

2.6.4. При движении по горизонтальным перилам допустимо переходить с одной ветви перил на другую без подключения к опорной точке.

2.6.5. На одном пролете двойных перил не должно находиться более одного участника, если перила закреплены на две точки с каждой стороны. При соблюдении п. 2.3.4. на двойных перилах могут находиться одновременно два - три участника.

2.6.6. Для движения по троллею возможно использование как карабина, включенного в поясной MR, так и короткой самостраховки. При этом, нагружаемый элемент не может рассматриваться как средство самостраховки.

2.6.7. Самостраховка участника (не нагруженный ус) должна быть подключена в троллей сзади нагружаемого элемента, или в параллельные перила, при использовании в качестве троллея одинарной статически нагруженной веревки.

2.6.8. Если в качестве троллея используется металлический трос, то, во избежание перепиливания карабинов, рекомендуется использование в качестве нагружаемых элементов роликов и кареток, которые должны отвечать требованиям п. 1.12.

2.6.9. Во время движения по вертикальным перилам, с самостраховкой, должно соблюдаться правило: 1 участник = 2 основные верёвки, 2 участника = 3 основные верёвки.

 

2.7. Транспортировка груза

 

2.7.1. Транспортируемые груз и снаряжение должны быть надежно упакованы в транспортные мешки, снабженные прочной петлей для крепления их к участнику с помощью уса самостраховки либо трансрепа, который, в свою очередь, крепится с помощью карабинов или узлов согласно п. 1.5.1.

2.7.2. Запрещается транспортировка рюкзаков и груза:

- при движении первого участника п.2.1.3, 2.2.2, 2.4.6;

- при сопровождении и транспортировке пострадавшего;

- в носилках и на пострадавшем.

2.7.3. Запрещается: перебрасывать груз и снаряжение, не подсоединенное к опоре или участнику, стоящему на самостраховке; оставлять груз на перилах; волочение веревки;

2.7.4. Допускается: транспортировка груза на себе при движении по вертикальным перилам, троллею, но не более одного транспортного мешка и подключенного к троллею; передача предметов снаряжения по перилам; подъем (спуск) груза и снаряжения с помощью транспортной веревки; оставлять груз на опорных точках, подключенным к ним с помощью трансрепа.

 

2.8. Снятие навески

 

2.8.1. Команда обязана снять все свое снаряжение и доставить на финиш.

2.8.2. Оставление и потеря снаряжения карается согласно таблице штрафов.

2.8.3. В зависимости от условий соревнований, снятие навески может производиться как с исходной, так и с целевой точки, и осуществляется сдергиванием рабочей веревки, предварительно доставленной с начала этапа сдергивающей веревкой. Диаметр сдергиваюшей веревки не лимитируется.

2.8.4. Допускается, если п.2.8.3. не оговорен условиями соревнований, снятие навески последним участником, при этом к последнему участнику относятся те же требования, что и к первому.

 

2.9. Командная страховка

 

2.9.1 Командная страховка осуществляется через фрикционные тормозные устройства, закреплённые только на опорной станции.

2.9.2 Запрещается страховка через карабин, плечо или пояс. Также запрещается располагать страховочное устройство на страховочной системе страхующего.

2.9.3 Провис страховочной верёвке на спуске и подъёме не должен быть ниже колена. В противном случае это нарушение будет считаться, как потеря страховки.

 

РАЗДЕЛ 3. ТРАНСПОРТИРОВКА ПОСТРАДАВШЕГО

 

3.1. Солотранспортировка

 

3.1.1. Требования к навеске.

Навеска должна отвечать п.2.3, 2.4.

3.1.2. Подход к пострадавшему.

При подходе к пострадавшему снизу, допустимо использование как свободного лазания (при этом должны соблюдаться требования п.2.1.), так и перил пострадавшего (при этом не допустимо движение рывками).

При подходе сверху, возможно использование навески пострадавшего либо собственной параллельной навески.

До начала транспортировки страховочные системы участников должны быть соединены в одну цепь посредством самостраховок либо основной веревкой.

Не допускается помощь пострадавшего спасающему участнику. При этом спасающий должен бережно относиться к пострадавшему.

Отсоединение пострадавшего от навески возможно лишь после выполнения предыдущих требований.

 

3.1.3. Подъем пострадавшего.

В зависимости от условий соревнований, подъем может осуществляться с помощью тяговой веревки, либо непосредственно спасающим участником.

При подъеме пострадавшего на несущем рекомендуется транспортировка не далее чем на 18м. Оба участника должны быть обеспечены страховкой.

При использовании тяговой веревки, пострадавший должен быть обеспечен страховкой либо самостраховкой.

Прижимание пострадавшего к скале, волочение и удары об нее не допускаются.

 

3.1.4. Спуск пострадавшего.

Требования п. 3.1.3 действуют и для спуска.

Допускается осуществлять спуск пострадавшего с использованием спускового устройства, как несущего участника, так и пострадавшего.

 

3.2. Транспортировка пострадавшего в носилках

 

3.2.1. Требования к носилкам

В зависимости от условий соревнований применяются стандартные сертифицированные носилки типа «акья», либо носилки изготавливаются командой на дистанции из подручного материала.

1. В качестве полотна носилок используются: веревка, штормовки, анораки, специально приготовленное командой носилочное полотно из брезента или прочного капрона, допущенное комиссией по снаряжению.

2. Рама носилок выполняется из двух продольных стержней длиной не менее 2,5м  и трех поперечных длиной 0,7м. Диаметр жердей не менее 50мм. Расположение двух поперечин по краям поверх продольных жердей, третья – на расстоянии 20 – 50см от головной поперечины (в сторону ног) снизу продольных жердей.

3. Связанная рама должна иметь жесткую конструкцию без изменения размеров по диагонали, что достигается натянутой по диагоналям основной веревкой с узлом на пересечении.

4. Шесты носилок должны быть пропущены сквозь завернутые внутрь рукава. Штормовки (не менее 3шт.) должны быть полностью застегнуты на застежку «молния», либо на пуговицы (не менее 5шт).

5. Допускается использование в качестве каркаса носилок рам из титановых сплавов от станковых рюкзаков, связанных грузовыми площадками так, чтобы исключить складывание и разламывание носилок, выпадение пострадавшего.

6. Петли подвески выполняются из основной веревки либо троса диаметром не менее 4мм  и должны быть закреплены на носилках таким образом, чтобы охватить одновременно продольную и поперечную жерди (в углах) и исключить произвольное их соскальзывание с конструкции носилок под нагрузкой.

7. Если петля подвески выполняется из одного куска веревки (двойник), то в верхней части должен быть завязан узел (проводник), исключающий возможность проскальзывания петли в транспортировочном карабине и опрокидывания носилок.

8. Пострадавший должен быть привязан к носилкам не менее чем в двух местах: по груди и по бедрам. Веревка (пояс) должна проходить вокруг носилок. Привязывание пострадавшего к отдельным жердям не разрешается. Для крепления пострадавшего к носилкам применяется основная веревка или равнопрочная тесьма (пояс).

 

3.2.2. Требования к станциям подъема (спуска)

1. Станции подъема (спуска) должны отвечать требованиям п. 2.3. Кроме того:

2. Точки страховки и подъема (спуска) должны быть разнесены, т.е. иметь разные опоры.

3. В качестве опор могут служить не менее трех крючьев, сблокированных компенсированной локальной петлей или общим узлом из двойной веревки либо абсолютная опора (п.2.3.3.).

Участники, организующие подъем (спуск) и страховку должны использовать другие опоры в исполнение правила п.2.3.4.

 

3.2.3. Подъем (спуск) пострадавшего в носилках с сопровождающим

1. Носилки должны отвечать требованиям п.3.2.1. Кроме того, верхние концы петель должны быть связаны единым узлом либо на карабине. Допускается использование готового центра, допущенного комиссией по снаряжению.

2. Пострадавший и сопровождающий должны быть сблокированы между собой длинной самостраховкой.

3. Пострадавший и сопровождающий должны быть подключены к транспортной веревке через центральный узел. Допускается замена транспортной веревки тросом согласно п. 1.2.1.

4. Страховочная веревка к пострадавшему подключается через центральный узел, к сопровождающему – в его страховочную систему.

5. Страховочные веревки и транспортные на спуске должны выдаваться (выбираться) через тормозное устройство.

6. Свободные концы рабочих веревок должны быть закреплены на опоре либо на участнике, стоящем на самостраховке.

7. Подъём пострадавшего в носилках на вертикальных участках с сопровождением допускается в горизонтальном и вертикальном положении, если носилки не будут переворачиваться или испытывать ударов о выступающий рельеф.

 

3.2.4. Переправа пострадавшего по троллею.

1. Транспортировка осуществляется на носилках, отвечающих требованиям п.3.2.1, при этом, во избежание продольного раскачивания и опрокидывания носилок, они должны быть подвешены на двух петлях (со стороны ног и со стороны головы). Карабины подвески должны быть сблокированы между собой основной веревкой.

2. При транспортировке носилок с пострадавшим по троллею должно быть обеспечено двустороннее сопровождение основной веревкой через опору. Свободные концы сопровождающих веревок закреплены на опоре либо на участнике, стоящем на самостраховке.

3. Транспортировка пострадавшего по троллею производится ногами вперед. Самостраховка пострадавшего подключается к троллею или страховочным перилам и должна находиться в ненагруженном состоянии.

4. В случае, если троллей по условиям соревнований наклонный, пострадавшего транспортируют головой вверх, а сопровождающая веревка с верхней станции должна выполнять функцию тормозной веревки (выдаваться через фрикционное устройство).

5. Запрещается использовать раму носилок для подключения веревок (сопровождающих, тормозных и т.п.). Для их подключения используются только элементы подвески: транспортировочные карабины, верхние петли подвески.

6. В качестве транспортировочного устройства могут использоваться блоки и тележки в соответствии с п.1.12.

7. На наклонных и горизонтальных троллеях разрешается транспортировка носилок без сопровождения только в том случае, если носилки не будут ударяться или цепляться за элементы рельефа.

 

3.2.5. Транспортировка пострадавшего по перилам.

1. Носилки для транспортировки пострадавшего должны отвечать требованиям п.3.2.1, 3.2.3.1.

2. Транспортировка пострадавшего осуществляется не менее чем двумя участниками с учетом требований п.3.2.4.3.

3. Переключение самостраховок пострадавшего с одной ветви перил на другую осуществляют сопровождающие участники.

4. Перила для транспортировки пострадавшего должны отвечать требованиям п.2.3.6.

5. Запрещается: транспортировка пострадавшего вертикально, ударять носилки о скалу, складывать либо подвешивать груз на носилки, оставлять пострадавшего без сопровождения.

 

 

Список использованной литературы

Теплоухов В.В. Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного и лыжного туризма М. ТССР 1995г.

П. Недков «Азбука одноверевочной техники» М. Барьер 1992г.

МЧС РФ Временные правила по пятиборью спасателей 1998г.

 

Контактное лицо: руководитель спелеоклуба "Сармат" Литвинов Игорь Владимирович, тел: 89624170786. 



Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.